КАК СТАВЯТ РЕКОРДЫ СКОРОСТИ НА ЛЬДУ БАЙКАЛА

Снега в этом году на Малом Море Байкала было много. С такими условиями организаторы фестиваля, группа LAV Productions, как ни странно, столкнулись впервые. Обычно для прокладки скоростной и главное — безопасной трассы требуется ровное ледяное поле длиной не менее 14 километров и шириной — не менее 3 километров.

Но как оценить, что скрывается под 15-20 сантиметровым покровом? Убрать весь снег с Байкала? Это просто невозможно. И все же группа разведки под руководством постоянного партнера фестиваля, ледового капитана Александра Бурмейстера, нашла подходящее для проведения соревнований место.

Как «строят» ледовую трассу

Промеры льда на всей длине будущей дорожки — обязательны. Каждый участок должен быть сфотографирован и запротоколирован сотрудниками МЧС. Для уборки снежных переметов и ледяных наплывов на старых трещинах привлекается серьезная дорожная техника, а наплывы спиливаются фрезой для асфальта.

И главное — лед никогда не полируют. Убираются лишь те неровности, которые могут сработать как трамплины или упоры. Зона безопасности — по 300 метров с каждой стороны.

Когда техника уходит, начинают работать геодезисты. Их задача — не только определить параметры трассы, но и разметить один километр дистанции, где будут стоять створы хронометража. Этот участок измеряется с точностью даже не до сантиметров, до миллиметров, да и скорость фиксируется с точностью до тысячных долей секунды.

Только после этого представитель Российской Автомобильной Федерации (РАФ), член Международной Автомобильной Федерации (FIA), принимает трассу и выписывает официальную лицензию. Все, можно ехать!

Правила FIA по проведению заездов на скорость действуют уже более 100 лет. И появились они не просто так. Почему заезды проходят в обе стороны? Это сделано для того, чтобы исключить влияние ветра или кривизны поверхности на результаты.

Пилот обязан совершить заезд туда и обратно в течение всего одного часа. В итоге среднее время, полученное на замерах при прохождении километра в обе стороны, и будет считаться финальным результатом заезда. Все эти строгие правила и отличают настоящее спортивное соревнование от шоу.

Организаторы «Дней скорости на льду Байкала» намеренно не раскрывают точное место проведения заездов, чтобы исключить большое число зрителей. Все ради безопасности, ведь тормозной путь автомобиля, летящего на скорости под 300 км/ч, приближается к двум километрам. Это — не теория. Это уже из практики.

Что нового в этом году

Каждый год в программу фестиваля включают новый элемент. Так, в 2019 году был установлен первый в мире рекорд скорости на электромобиле на льду, он же стал первым официальным российским рекордом скорости среди электромобилей. Максим Леонов на Jaguar I-Pace развил 204 км/ч.

В этом году на смену электричеству пришел еще один перспективный с точки зрения сохранения окружающей среды источник энергии — газовое топливо. Серийный Subaru STI был переоборудован на работу на сжиженном пропане. В теории это решение обещало не только снижение вредных выбросов, но и прирост мощности.

Замеры на стенде перед отправкой машины на Байкал показали — плюс 40 лошадиных сил, а на тренировках, уже на льду, машина под управлением Андрея Леонтьева, уверенно ехала быстрее 260 км/ч.

Также в соревновании участвовали и автомобили с дизельными двигателями. Например, Jaguar F-Pace с 3,0-литровым турбодизелем. Все автомобили были обуты в «единую шину» — шипованный Continental.

Ну и немного настоящего экстрима — сразу два пилота отважились побороться за рекорд на открытой технике — то есть машинах без крыши, печки и даже лобового стекла! Сергей Ларин сконструировал и вывел на старт Shortcut Classic, реплику культового Lotus 7, а Мария Леонтьева и вовсе отважилась установить первый в России ледовый рекорд скорости на карте.

Впервые в рамках фестиваля «Дни Скорости на льду Байкала» был проведен и эксперимент по замерам тормозного пути на льду. Его цель — продемонстрировать динамику роста тормозного пути. В качестве подопытного выступил Jaguar F-Pace, обутый в шипованные шины Continental. Торможение производилось со скоростей 60, 80, 100 и 200 км/ч. Пилот должен был разогнать машину до необходимой скорости, а затем затормозить в обозначенном створе. И так три раза подряд с каждой скорости.

В итоге — получаем среднее арифметическое: тормозной путь со скорости 60 км/ч составил 61 м, с 80 км/ч — 139 м, со 100 км/ч — 199 м, а с 200 км/ч — уже 578 м.

Что в итоге

Результаты тренировок обнадеживали — Subaru в первый же день показал 261 км/ч, Shortcut — 150 км/ч, Jaguar — 238 км/ч. Возможность «поиграть» с давлением в шинах сулили прибавку скорости как минимум 10-15 км/ч. Но накануне зачетных заездов выпало более 30 см снега, а ночью ударил 30-градусный мороз. И перенести заезд на другой день было уже нельзя. Так что пришлось расчищать трассу и даже задействовать суда на воздушной подушке. Но вот мороз победить было нельзя. Каково пришлось пилотам в открытых машинах, и представить невозможно…

Но, заезды состоялись, и все без исключения попытки установления новых рекордов были признаны успешными. Вот они — предварительные результаты, которые теперь ждут утверждения Российской Автомобильной Федерацией и Книгой Рекордов России:

  • Мария Леонтьева на карте Sodi RT8 развила среднюю скорость на дистанции в один километр с хода более 80 км/ч. Максимальная скорость превысила 82 км/ч.
  • Андрей Леонтьев на Subaru WRX STI на газобалонном оборудовании развил среднюю скорость на дистанции в один километр с хода более 230 км/ч, максимальная скорость составила 261 км/ч.
  • Сергей Ларин на болиде Shortcut Classic развил среднюю скорость на дистанции в один километр с хода более 110 км/ч, максимальная скорость превысила 150 км/ч.
  • Илья Кашин на Jaguar F-Pace развил среднюю скорость на дистанции в один километр с хода более 200 км/ч, максимальная скорость превысила 220 км/час.
  • Максим Леонов на Hyundai i30N развил среднюю скорость на дистанции в один километр с хода более 220 км/ч, максимальная скорость превысила 230 км/час.
  • Максиму Леонову на Hyundai i30N, к сожалению, не удалось побить прошлогодний рекорд Ильи Кашина в классе автомобилей до 2,0 литров с нагнетателем: серийный «хот-хэтч» уступил специально подготовленному гоночному Volkswagen Golf TCR всего 6 км/ч максимальной скорости!

Марафон в 1000 км

Завершил фестиваль марафонский заезд трех автомобилей Hyundai i30N, которые должны были установить новый рекорд России по преодолению дистанции в 1000 км на льду. Предыдущий рекорд, 96,1 км/ч, был установлен на Bentley Flying Spur. Это ко многому обязывало. Но шестерым смелым пилотам все же удалось продемонстрировать отличный результат — превышена средняя скорость в 110 км/ч, а 1008 километров трассы было пройдено за 9 часов и 1 минуту!

О фестивале «Дни скорости на льду Байкала»

Фестиваль «Дни скорости на льду Байкала» проводится с 2010 года и является официальным мероприятием и зарегистрированным брендом компании LAV Productions.

К соревнованиям допускаются:

Автомобили в заводском исполнении — без доработок и модернизаций, только стандартные масло и бензин, только стандартные шины.

Специально сконструированные или доработанные автомобили — строго на основе сертифицированных технологий и со спортивной омологацией FIA.

Первая попытка установить рекорд была предпринята зимой 2011 года на автомобиле Mazda MX-5.

В 2014 году был установлен новый рекорд скорости по версии Книги рекордов России и по версии РАФ. Первый рекорд скорости на льду среди женщин — 250 км/ч.

В 2016 году сразу три новых рекорда, один из них: Porsche Panamera Turbo развил максимальную скорость 295 км/ч.

В 2019 году Jeep Grand Cherokee TrackHawk стал самым быстрым в мире SUV на льду — 280 км/ч. Тогда же был установлен первый в мире рекорд скорости на льду среди электромобилей — Jaguar I-Pace развил 204 км/ч.

Источник: auto.mail.ru